Мы путешествуем        03 марта 2019        671         8

Тайная обитель подводников или экскурсия на подводную лодку Б-413 в Музее Мирового Океана

Приветствую вас, уважаемые друзья!

Давненько я не радовала вас нашими экскурсиями и поездками. Нет, мы их не прекратили, даже скорее наоборот, у нас появилась возможность выезжать как только выдается свободная минутка, час, день.

И сегодня я хочу рассказать вам об увлекательном приключении — посещении подводной лодки Б-413, которая находится в Музее Мирового Океана города Калининграда.

Когда-то мы её уже посещали со старшим сыном и даже забирались в башенку посмотреть в перископ. В этот раз был семейный выезд, а я — на каблуках, поэтому в башенку никто не полез. Ну да ладно, чуть позже при желании сможем снова посетить подлодку.

Как часто говорится — «Театр начинается с вешалки», так могу сказать про музей, что он начинается с кассы. Для двоих взрослых и детей 10 и 6 лет доступ в святая святых подводников обошелся в 750 рублей. Билет покупали в главном корпусе музея, там же, где и расположен Океанариум. На самой подводной лодке билеты не продают.

Узнать более подробную информацию о цене билета и графике работы можно по телефонам (4012) 53-17-44, 34-02-44 или по электронной почте museum@world-ocean.ru.

Ещё один важный момент — если вы планируете экскурсию на подлодку, учтите, что вам придется спускаться и подниматься по крутым ступеням. А также между корпусами переходить через совсем узкие, круглые отверстия. Поверьте, на каблуках это не очень удобно, хотя и возможно. И помните, что у вас есть возможность подняться в башенку, дабы обозреть через перископ окрестности. Тут вам каблуки точно не помощники.

Исходя из этого делайте выводы об удобстве одежды и обуви. А теперь после того, как я вас немного попугала, предлагаю заглянуть в лодку и окунуться в тот таинственный мир подводников.

Историческая справка из википедии:

   Б-413 — советская дизель-электрическая подводная лодка проекта 641. В 1969—1990 годах субмарина несла боевую службу в составе 96-й бригады подводных лодок 4-й эскадры подводных лодок Северного флота, с 1990 года переведена в состав Балтийского флота. В ходе военной службы подводная лодка неоднократно совершала дальние походы в Атлантический океан и Средиземное море. Участвовала в уникальном дальнем походе 96-й бригады подводных лодок, длившемся более года без замены экипажей. Б-413 неоднократно заходила в иностранные порты с официальными визитами.
С 2000 года экспонируется у причала Музея Мирового океана. Сайт TripAdvisor неоднократно включал музейное судно в десятку лучших музеев России. Объект культурного наследия России, корабль-музей, экспонат Музея Мирового океана (город Калининград).

Спуск в подводную лодку находится на носу и состоит из серии небольших, но довольно крутых ступеней. Младшего сына супруг снес на руках, потому что тяжеловато в теплой одежде спускаться по таким трапам.

 

Встречает нас носовой торпедный (жилой) отсек экспозицией, состоящей из макетов подводных лодок разных поколений и возможностей. Среди них есть печально известная подлодка «Курск», которая затонула из-за взрыва боезапаса носового отсека. Причём, глубина была значительно меньше, чем длина самого корабля.

Об этой трагедии помнят все и не только в России. Вечная слава и память погибшим морякам-подводникам.

Самое удивительное, что в этом отсеке поместилось немало интересных экспонатов. Причем как составляющих часть подводной лодки, так и являющимися совершенно отдельными и размещенными в качестве исторического примера.

Мне очень понравились макеты первых подводных лодок. Всегда было любопытно узнать, с чего началось погружение. А это оказалась модернизированная деревянная бочка! Или «потаенное судно», как называл его изобретатель.

Ещё в 18 веке наш соотечественник Ефим Никонов смастерил аппарат для погружения под воду. И это послужило началом разработки подводных кораблей.

Однако, не только в России пытались освоить подводное пространство. На лодке, расположенной ниже на фото, американцы совершили первую попытку атаки вражеского британского корабля.

Данный экземпляр называли «Черепахой», а изобрел его Дэвид Бушнелл, когда пытался придумать каким образом оставить под водой мины, изобретенные им же.

Что касается попытки атаки, то «Черепаха» подплыла к британскому судну и пыталась просверлить дырочку в обшивке корабля. Значительного урона врагу не нанесла, но испугать умудрилась и те ретировались.

Вот такая забавная история первооткрывателей, о которой нам поведал экскурсовод.

Я же хочу показать ещё одну фотографию, где изображена наша первая железная подводная лодка.

И самое удивительное, она стреляла из орудий и делала тройные залпы и тех трубочек, что сверху по бокам.

Когда смотришь на подобные экспонаты, всегда в душе теплится какая-то умильность. Ведь сейчас подводные лодки не чета тем, первым. И в то же время понимаешь всю масштабность проделанной работы от первых до современных кораблей.

Однако, это не единственное, что можно увидеть в первом отсеке. Как я уже упоминала — он торпедный. Причем, когда эта лодка была на службе, торпеды находились здесь по всюду. Вплоть до того, что моряки спали прямо на торпедах, положив сверху матрац. Жуткое соседство, неправда ли?

И пройти можно было по невероятно узенькому проходу.

На фото выше торпедные аппараты. Они довольно внушительных размеров и на носу их находится шесть штук.

Как-то раньше не интересовалась, но с удивлением и уже пониманием узнала, что все моряки-подводники отрабатывали эвакуацию из подводной лодки через торпедный аппарат. Он действительно в диаметре довольно вместительный. Но тучные, наверное, на подводных лодках не служат, иначе они не смогли бы вовремя ретироваться.

Честно говоря, глядя на жерло торпедного аппарата, я вспоминаю фильм «72 метра» и то, как выбирался единственный штатский с подводной лодки — сначала прополз через торпедный, а потом «по мусингам, по мусингам». Аж слёзы на глаза набегают.

Но не буду о грустном. А чтобы взбодриться, предлагаю оценить размер перехода в следующий отсек.

Честное слово, первый переход мне дался с трудом, так как болела спина (пережитки сидячей работы). Но к завершающему отсеку я уже просто перепрыгивала, держась вверху за поручень))

Чем ещё примечателен первый отсек?

Информационными стендами об истории подводного флота. Жаль, не было возможности сфотографировать каждый стенд отдельно — негде развернуться и поток экскурсантов. Но я еще вернусь:) И всё отфотаю, что не смогла в этот раз.

Прежде, чем я перейду к последующим отсекам, сделаю одну оговорку о том, что я не зря так подробно расписала про первый отсек. Здесь экскурсию проводит экскурсовод. Можно позадавать вопросы, пообщаться в рамках тематики посещения.

А вот в последующих отсеках на датчик движения включается аудиогид, который рассказывает о том, где мы идем, и что мы можем здесь увидеть, для чего это предназначено.

Оно вроде и интересно, но живого гида не заменит никто:) Поэтому дистанция до хвостового отсека была пройдена очень быстро. Шел поток людей и, чтобы их не задерживать, я щелкала всё подряд буквально на бегу, почти не вникая в то, что видела (я об аппаратуре).

Однако, и во втором отсеке было чему поразиться.

На фотографии выше как раз младший сын выходит из кают-компании. Именно эта комната меня и впечатлила.

Во-первых, данная каюта самая большая по вместимости. Если я ничего не путаю. И обратите внимание на складной стол. Потому что мы подходим к во-вторых.

В кают-компании моряки собирались не только для приема пищи и общения. Здесь же была операционная и на этом самом раскладном столе совершались все необходимые манипуляции.

Над столом располагаются софиты, которые включали в случае необходимости для проведения операции и обработки ран. Эту информацию я почерпнула из рассказа аудиогида.

Третий отсек, как я поняла, является командным. Здесь находится оборудование по управлению лодкой. В отсеке очень много всевозможного оборудования, назначение которого я объяснить не смогу, но приведу справку из википедии о первом, втором и третьем отсеках:

  • I отсек: носовой торпедный. В нём на стеллажах боезапаса правого борта находится противокорабельная торпеда 53-65К и якорная реактивная всплывающая мина РМ-2 — подводная лодка могла использоваться в том числе и в роли подводного минного заградителя.
  • II отсек: носовой аккумуляторный и жилой. В отсеке представлены каюты командира и офицеров, офицерская кают-компания, рубка гидроакустиков, аппаратные гидроакустических систем МГ-10 и «Арктика-М».
  • III отсек: центральный пост, где имеется оборудование, необходимое для управления лодкой: индикаторы радиолокационных станций «Флаг» и «Накат», один из двух гирокомпасов «Курс-5», лаг «ЛР-2», эхолот НЭЛ-6, эхоледомер ЭЛ-1, радиопеленгатор АРП-53 и многое другое. Здесь же место боцмана, посты управления вертикальными и горизонтальными рулями.
  • Боевая рубка: посты управления перископами, рулевого-вертикальщика и боевой пост управления торпедной стрельбой.

Что особо привлекло моё внимание в этот раз — табличка со знаками для перестукивания с аварийной подводной лодкой.

Мне кажется, детям будет интересно её изучить и использовать в своих играх.

Покажу вам и ту самую лесенку к перескопу, дабы вы тоже прониклись:)

Надеюсь, доберемся сюда летом и я смогу сделать более подробные фотографии загадочной башни, прячущей перископ. Кстати, под лестницей, что ведет вверх, находится гальюн — тоже своего рода достопримечательность.

И перед тем, как мы перейдем в четвертый отсек, покажу вам гирокомпас «Курс — 5». Довольно внушительная штука.

После знакомства с достопримечательностями боевой рубки, предлагаю заглянуть в четвертый отсек. Там тоже есть на что посмотреть.

Одно дело каюты с аппаратурой, но совсем другое — секретная часть, которая меня весьма впечатлила.

Обратите внимание на то, как стоят кастрюли и чайники.

Мне всегда было интересно, каким образом готовят есть на подводных лодках. Ведь не питаются же моряки консервами из тюбиков, как космонавты. Да и посуда во время приготовления пищи может ездить по плите.

Эта фотография решила все мои вопросы. Так приятно постепенно раскрывать для себя тайны подводников и заглядывать в секретные места:)

И ещё одна небольшая справка из википедии:

  • IV отсек: кормовой аккумуляторный и жилой, где расположены рубка ОСНАЗ (радиоразведки), секретная часть, рубка радиосвязи с установленными радиоприемниками и радиопередатчиками УКВ, КВ и ДВ диапазонов, аппаратура сверхбыстродействующей связи «Акула-2ДП». Также в отсеке расположены каюта старшего помощника командира, каюта командира БЧ-5, кают-компания старшин и камбуз.
  • V отсек: дизельный.
  • VI отсек: электромоторный. Здесь расположены два электродвигателя подводного хода ПГ101, электродвигатель подводного хода ПГ102, электродвигатель экономического подводного хода ПГ104, опреснительные установки ЭД-25-45, электрокомпрессор ЭК-10, а также душевая и гальюн, используемый в подводном положении.
  • VII отсек: кормовой торпедный. Кроме оборудования лодки, здесь расположена экспозиция, посвященная гибели атомных подводных лодок «Комсомолец» и «Курск».
  • Ограждение рубки.

Перед выходом из четвертого отсека нужно будет спуститься по лесенке. А переход в пятый отсек выглядит как обычный дверной проем в каюту корабля.

В дизельном отсеке лежит на полу огромная агрегатина, которую нам частично показали через стекло. Ведь лодка дизель-электрическая и для каждого вида топлива есть своё отдельное пространство.

Выглядит этот отсек самым просторным из всех пройденных. Однако, думаю, когда возникает какой-то форс-мажор, здесь всем места мало. Хотя уверена, что команда работает четко и слажено. Иначе нельзя.

Продвигаемся к завершению экскурсии и заходим в шестой отсек — электромоторный.

Вот уж где в тесноте да не в обиде. Очень узкий проход по отсеку. Кругом разнообразные аппараты, почти полностью скрытые от посторонних глаз. Разойтись довольно сложно в коридорчике, но можно.

А после этой узкой полосы «препятствий» мы через уже традиционное круглое окошечко проникаем в седьмой отсек, который является кормовым торпедным.

Вместо фотографий кормовых торпедных аппаратов, я решила вам показать реалии подводной жизни. На фото выше расположены шконки, как вы видите, в три яруса. На подводной лодке каждый сантиметр используется с пользой и спальное место занимает минимальную площадь.

Однако, кроме традиционного оборудования, на подлодке есть несколько стендов и экспозиция с фрагментами подводной лодки «Курск».

Ушедших героев нужно помнить и хранить их имена в сердце и в памяти. Поэтому здесь же размещен список всех подводных судов, затонувших после Второй Мировой войны.

Размещать это фото я не буду, любой желающий сможет найти данную информацию в интернете. А наша экскурсия на подводную лодку Б-413 подошла к логическому завершению.

Остается только преодолеть подъем по крутым ступеням, пройтись по самой лодке до сходней и спуститься на берег.

Честно говоря, экскурсия оставила у меня не однозначное мнение. С одной стороны — я увлекательно провела время, узнавая что-то новое. С другой стороны в очередной раз осознала опасность и в то же время нужность такой вот службы.

От себя хочу пожелать всем морякам-подводникам всегда возвращаться домой. А их родственникам — всегда встречать своих сыновей, братьев, мужей, отцов и дедов.

Благодарю вас за внимание!

Автор текста и фото

Газинская Ольга ©

Обсуждение: 8 комментариев
  1. Оля, какой классный очерк! Я на подводных лодках пока еще не была, поэтому прочитала целых два раза с большим интересом. Впечатлили переходы и выходы с лодки.
    Вот, думаю: а если у человека клаустрофобия? Наверное, на подлодках такие люди не служат…

    Экскурсия у тебя получилась комплексная — и гид, и Википедия, и твои личные впечатления. Пожалуй, стоит запланировать поездку к вам в Калининград :)))

    А очерки пиши обязательно, у тебя здорово это получается!

    Ответить
    1. Таня, спасибо большое!
      Да, скорее всего с клаустрофобией люди не служат на лодках. А вот интересных мест в Калининграде и по области невероятно много! Поэтому очень рекомендую приехать!:))

      Ответить
  2. Замечательная получилась экскурсия.
    Понравилась модель первой подводной лодки.

    Ответить
    1. Галя, спасибо:) Модели в музее и правда шикарные. И размещение удачное — можно сделать хорошие фотографии:) Но висят высоко, во избежание, так сказать:))

      Ответить
  3. Какой интересный рассказ получился! С интересом прочитала о подводной лодке. Не была ни разу.(

    Ответить
    1. Оксана, благодарю:) Ещё побываете:)

      Ответить
  4. Я бы тоже сходил в такой музей. Подводная лодка это целый мир, в котором люди проводили месяцы. Хотелось бы хоть на немного почувствовать себя на их месте…

    Ответить
    1. Да, место уникальное. Если бы не толпы народа, можно было бы глубже проникнуться атмосферой переборок. Спасибо.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Умница мама

Получите в подарок ребусы из азбуки для буквы Л и Э для детей 6-8 лет!

Ваш email:

email рассылки Конфиденциальность гарантирована

email рассылки

Умница мама в ВК
Архивы