Мы путешествуем        03 марта 2019        471         6

Тайная обитель подводников или экскурсия на подводную лодку Б-413 в Музее Мирового Океана

Приветствую вас, уважаемые друзья!

Давненько я не радовала вас нашими экскурсиями и поездками. Нет, мы их не прекратили, даже скорее наоборот, у нас появилась возможность выезжать как только выдается свободная минутка, час, день.

И сегодня я хочу рассказать вам об увлекательном приключении — посещении подводной лодки Б-413, которая находится в Музее Мирового Океана города Калининграда.

Когда-то мы её уже посещали со старшим сыном и даже забирались в башенку посмотреть в перископ. В этот раз был семейный выезд, а я — на каблуках, поэтому в башенку никто не полез. Ну да ладно, чуть позже при желании сможем снова посетить подлодку.

Как часто говорится — «Театр начинается с вешалки», так могу сказать про музей, что он начинается с кассы. Для двоих взрослых и детей 10 и 6 лет доступ в святая святых подводников обошелся в 750 рублей. Билет покупали в главном корпусе музея, там же, где и расположен Океанариум. На самой подводной лодке билеты не продают.

Узнать более подробную информацию о цене билета и графике работы можно по телефонам (4012) 53-17-44, 34-02-44 или по электронной почте museum@world-ocean.ru.

Ещё один важный момент — если вы планируете экскурсию на подлодку, учтите, что вам придется спускаться и подниматься по крутым ступеням. А также между корпусами переходить через совсем узкие, круглые отверстия. Поверьте, на каблуках это не очень удобно, хотя и возможно. И помните, что у вас есть возможность подняться в башенку, дабы обозреть через перископ окрестности. Тут вам каблуки точно не помощники.

Исходя из этого делайте выводы об удобстве одежды и обуви. А теперь после того, как я вас немного попугала, предлагаю заглянуть в лодку и окунуться в тот таинственный мир подводников.

Историческая справка из википедии:

   Б-413 — советская дизель-электрическая подводная лодка проекта 641. В 1969—1990 годах субмарина несла боевую службу в составе 96-й бригады подводных лодок 4-й эскадры подводных лодок Северного флота, с 1990 года переведена в состав Балтийского флота. В ходе военной службы подводная лодка неоднократно совершала дальние походы в Атлантический океан и Средиземное море. Участвовала в уникальном дальнем походе 96-й бригады подводных лодок, длившемся более года без замены экипажей. Б-413 неоднократно заходила в иностранные порты с официальными визитами.
С 2000 года экспонируется у причала Музея Мирового океана. Сайт TripAdvisor неоднократно включал музейное судно в десятку лучших музеев России. Объект культурного наследия России, корабль-музей, экспонат Музея Мирового океана (город Калининград).

Спуск в подводную лодку находится на носу и состоит из серии небольших, но довольно крутых ступеней. Младшего сына супруг снес на руках, потому что тяжеловато в теплой одежде спускаться по таким трапам.

 

Встречает нас носовой торпедный (жилой) отсек экспозицией, состоящей из макетов подводных лодок разных поколений и возможностей. Среди них есть печально известная подлодка «Курск», которая затонула из-за взрыва боезапаса носового отсека. Причём, глубина была значительно меньше, чем длина самого корабля.

Об этой трагедии помнят все и не только в России. Вечная слава и память погибшим морякам-подводникам.

Самое удивительное, что в этом отсеке поместилось немало интересных экспонатов. Причем как составляющих часть подводной лодки, так и являющимися совершенно отдельными и размещенными в качестве исторического примера.

Мне очень понравились макеты первых подводных лодок. Всегда было любопытно узнать, с чего началось погружение. А это оказалась модернизированная деревянная бочка! Или «потаенное судно», как называл его изобретатель.

Ещё в 18 веке наш соотечественник Ефим Никонов смастерил аппарат для погружения под воду. И это послужило началом разработки подводных кораблей.

Однако, не только в России пытались освоить подводное пространство. На лодке, расположенной ниже на фото, американцы совершили первую попытку атаки вражеского британского корабля.

Данный экземпляр называли «Черепахой», а изобрел его Дэвид Бушнелл, когда пытался придумать каким образом оставить под водой мины, изобретенные им же.

Что касается попытки атаки, то «Черепаха» подплыла к британскому судну и пыталась просверлить дырочку в обшивке корабля. Значительного урона врагу не нанесла, но испугать умудрилась и те ретировались.

Вот такая забавная история первооткрывателей, о которой нам поведал экскурсовод.

Я же хочу показать ещё одну фотографию, где изображена наша первая железная подводная лодка.

И самое удивительное, она стреляла из орудий и делала тройные залпы и тех трубочек, что сверху по бокам.

Когда смотришь на подобные экспонаты, всегда в душе теплится какая-то умильность. Ведь сейчас подводные лодки не чета тем, первым. И в то же время понимаешь всю масштабность проделанной работы от первых до современных кораблей.

Однако, это не единственное, что можно увидеть в первом отсеке. Как я уже упоминала — он торпедный. Причем, когда эта лодка была на службе, торпеды находились здесь по всюду. Вплоть до того, что моряки спали прямо на торпедах, положив сверху матрац. Жуткое соседство, неправда ли?

И пройти можно было по невероятно узенькому проходу.

На фото выше торпедные аппараты. Они довольно внушительных размеров и на носу их находится шесть штук.

Как-то раньше не интересовалась, но с удивлением и уже пониманием узнала, что все моряки-подводники отрабатывали эвакуацию из подводной лодки через торпедный аппарат. Он действительно в диаметре довольно вместительный. Но тучные, наверное, на подводных лодках не служат, иначе они не смогли бы вовремя ретироваться.

Честно говоря, глядя на жерло торпедного аппарата, я вспоминаю фильм «72 метра» и то, как выбирался единственный штатский с подводной лодки — сначала прополз через торпедный, а потом «по мусингам, по мусингам». Аж слёзы на глаза набегают.

Но не буду о грустном. А чтобы взбодриться, предлагаю оценить размер перехода в следующий отсек.

Честное слово, первый переход мне дался с трудом, так как болела спина (пережитки сидячей работы). Но к завершающему отсеку я уже просто перепрыгивала, держась вверху за поручень))

Чем ещё примечателен первый отсек?

Информационными стендами об истории подводного флота. Жаль, не было возможности сфотографировать каждый стенд отдельно — негде развернуться и поток экскурсантов. Но я еще вернусь:) И всё отфотаю, что не смогла в этот раз.

Прежде, чем я перейду к последующим отсекам, сделаю одну оговорку о том, что я не зря так подробно расписала про первый отсек. Здесь экскурсию проводит экскурсовод. Можно позадавать вопросы, пообщаться в рамках тематики посещения.

А вот в последующих отсеках на датчик движения включается аудиогид, который рассказывает о том, где мы идем, и что мы можем здесь увидеть, для чего это предназначено.

Оно вроде и интересно, но живого гида не заменит никто:) Поэтому дистанция до хвостового отсека была пройдена очень быстро. Шел поток людей и, чтобы их не задерживать, я щелкала всё подряд буквально на бегу, почти не вникая в то, что видела (я об аппаратуре).

Однако, и во втором отсеке было чему поразиться.

На фотографии выше как раз младший сын выходит из кают-компании. Именно эта комната меня и впечатлила.

Во-первых, данная каюта самая большая по вместимости. Если я ничего не путаю. И обратите внимание на складной стол. Потому что мы подходим к во-вторых.

В кают-компании моряки собирались не только для приема пищи и общения. Здесь же была операционная и на этом самом раскладном столе совершались все необходимые манипуляции.

Над столом располагаются софиты, которые включали в случае необходимости для проведения операции и обработки ран. Эту информацию я почерпнула из рассказа аудиогида.

Третий отсек, как я поняла, является командным. Здесь находится оборудование по управлению лодкой. В отсеке очень много всевозможного оборудования, назначение которого я объяснить не смогу, но приведу справку из википедии о первом, втором и третьем отсеках:

  • I отсек: носовой торпедный. В нём на стеллажах боезапаса правого борта находится противокорабельная торпеда 53-65К и якорная реактивная всплывающая мина РМ-2 — подводная лодка могла использоваться в том числе и в роли подводного минного заградителя.
  • II отсек: носовой аккумуляторный и жилой. В отсеке представлены каюты командира и офицеров, офицерская кают-компания, рубка гидроакустиков, аппаратные гидроакустических систем МГ-10 и «Арктика-М».
  • III отсек: центральный пост, где имеется оборудование, необходимое для управления лодкой: индикаторы радиолокационных станций «Флаг» и «Накат», один из двух гирокомпасов «Курс-5», лаг «ЛР-2», эхолот НЭЛ-6, эхоледомер ЭЛ-1, радиопеленгатор АРП-53 и многое другое. Здесь же место боцмана, посты управления вертикальными и горизонтальными рулями.
  • Боевая рубка: посты управления перископами, рулевого-вертикальщика и боевой пост управления торпедной стрельбой.

Что особо привлекло моё внимание в этот раз — табличка со знаками для перестукивания с аварийной подводной лодкой.

Мне кажется, детям будет интересно её изучить и использовать в своих играх.

Покажу вам и ту самую лесенку к перескопу, дабы вы тоже прониклись:)

Надеюсь, доберемся сюда летом и я смогу сделать более подробные фотографии загадочной башни, прячущей перископ. Кстати, под лестницей, что ведет вверх, находится гальюн — тоже своего рода достопримечательность.

И перед тем, как мы перейдем в четвертый отсек, покажу вам гирокомпас «Курс — 5». Довольно внушительная штука.

После знакомства с достопримечательностями боевой рубки, предлагаю заглянуть в четвертый отсек. Там тоже есть на что посмотреть.

Одно дело каюты с аппаратурой, но совсем другое — секретная часть, которая меня весьма впечатлила.

Обратите внимание на то, как стоят кастрюли и чайники.

Мне всегда было интересно, каким образом готовят есть на подводных лодках. Ведь не питаются же моряки консервами из тюбиков, как космонавты. Да и посуда во время приготовления пищи может ездить по плите.

Эта фотография решила все мои вопросы. Так приятно постепенно раскрывать для себя тайны подводников и заглядывать в секретные места:)

И ещё одна небольшая справка из википедии:

  • IV отсек: кормовой аккумуляторный и жилой, где расположены рубка ОСНАЗ (радиоразведки), секретная часть, рубка радиосвязи с установленными радиоприемниками и радиопередатчиками УКВ, КВ и ДВ диапазонов, аппаратура сверхбыстродействующей связи «Акула-2ДП». Также в отсеке расположены каюта старшего помощника командира, каюта командира БЧ-5, кают-компания старшин и камбуз.
  • V отсек: дизельный.
  • VI отсек: электромоторный. Здесь расположены два электродвигателя подводного хода ПГ101, электродвигатель подводного хода ПГ102, электродвигатель экономического подводного хода ПГ104, опреснительные установки ЭД-25-45, электрокомпрессор ЭК-10, а также душевая и гальюн, используемый в подводном положении.
  • VII отсек: кормовой торпедный. Кроме оборудования лодки, здесь расположена экспозиция, посвященная гибели атомных подводных лодок «Комсомолец» и «Курск».
  • Ограждение рубки.

Перед выходом из четвертого отсека нужно будет спуститься по лесенке. А переход в пятый отсек выглядит как обычный дверной проем в каюту корабля.

В дизельном отсеке лежит на полу огромная агрегатина, которую нам частично показали через стекло. Ведь лодка дизель-электрическая и для каждого вида топлива есть своё отдельное пространство.

Выглядит этот отсек самым просторным из всех пройденных. Однако, думаю, когда возникает какой-то форс-мажор, здесь всем места мало. Хотя уверена, что команда работает четко и слажено. Иначе нельзя.

Продвигаемся к завершению экскурсии и заходим в шестой отсек — электромоторный.

Вот уж где в тесноте да не в обиде. Очень узкий проход по отсеку. Кругом разнообразные аппараты, почти полностью скрытые от посторонних глаз. Разойтись довольно сложно в коридорчике, но можно.

А после этой узкой полосы «препятствий» мы через уже традиционное круглое окошечко проникаем в седьмой отсек, который является кормовым торпедным.

Вместо фотографий кормовых торпедных аппаратов, я решила вам показать реалии подводной жизни. На фото выше расположены шконки, как вы видите, в три яруса. На подводной лодке каждый сантиметр используется с пользой и спальное место занимает минимальную площадь.

Однако, кроме традиционного оборудования, на подлодке есть несколько стендов и экспозиция с фрагментами подводной лодки «Курск».

Ушедших героев нужно помнить и хранить их имена в сердце и в памяти. Поэтому здесь же размещен список всех подводных судов, затонувших после Второй Мировой войны.

Размещать это фото я не буду, любой желающий сможет найти данную информацию в интернете. А наша экскурсия на подводную лодку Б-413 подошла к логическому завершению.

Остается только преодолеть подъем по крутым ступеням, пройтись по самой лодке до сходней и спуститься на берег.

Честно говоря, экскурсия оставила у меня не однозначное мнение. С одной стороны — я увлекательно провела время, узнавая что-то новое. С другой стороны в очередной раз осознала опасность и в то же время нужность такой вот службы.

От себя хочу пожелать всем морякам-подводникам всегда возвращаться домой. А их родственникам — всегда встречать своих сыновей, братьев, мужей, отцов и дедов.

Благодарю вас за внимание!

Автор текста и фото

Газинская Ольга ©

Обсуждение: 6 комментариев
  1. Оля, какой классный очерк! Я на подводных лодках пока еще не была, поэтому прочитала целых два раза с большим интересом. Впечатлили переходы и выходы с лодки.
    Вот, думаю: а если у человека клаустрофобия? Наверное, на подлодках такие люди не служат…

    Экскурсия у тебя получилась комплексная — и гид, и Википедия, и твои личные впечатления. Пожалуй, стоит запланировать поездку к вам в Калининград :)))

    А очерки пиши обязательно, у тебя здорово это получается!

    Ответить
    1. Таня, спасибо большое!
      Да, скорее всего с клаустрофобией люди не служат на лодках. А вот интересных мест в Калининграде и по области невероятно много! Поэтому очень рекомендую приехать!:))

      Ответить
  2. Замечательная получилась экскурсия.
    Понравилась модель первой подводной лодки.

    Ответить
    1. Галя, спасибо:) Модели в музее и правда шикарные. И размещение удачное — можно сделать хорошие фотографии:) Но висят высоко, во избежание, так сказать:))

      Ответить
  3. Какой интересный рассказ получился! С интересом прочитала о подводной лодке. Не была ни разу.(

    Ответить
    1. Оксана, благодарю:) Ещё побываете:)

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Умница мама

Получите в подарок ребусы из азбуки для буквы Л и Э для детей 6-8 лет!

Ваш email:

email рассылки Конфиденциальность гарантирована

email рассылки

Умница мама в ВК
Архивы